ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА. Советы родителям.

Содержание материала


ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА

Десять советов родителям:

  1. Поддерживайте интерес ребенка к занятиям физической культурой, ни в коем случае не проявляйте пренебрежение к физическому развитию, так как пример взрослых в этом вопросе чрезвычайно важен. Как вы относитесь к физической культуре, так к ней и будет относиться и ваш ребенок. Часто ребенок живет под грузом запретов: "не бегай", "не шуми", "не кричи громко". Ущемление потребности в самовыражении особенно сказывается на снижении самооценки и активности растущего человека. Вы должны хорошо знать потребности и возможности своего ребенка и как можно полнее учитывать их.
  2. Всемерно поддерживайте в своем ребенке высокую самооценку- поощряйте любое его достижение, и в ответ вы получите еще большее старание. Высокая самооценка - один из мощных стимулов для ребенка выполнять любую работу, будь то домашнее задание или утренняя гигиеническая гимнастика. На занятиях физической культурой выдерживайте единую "линию поведения" обоих родителей, не допускайте противоположных распоряжений (мама - "хватит бегать"; папа - "побегай еще минут пять"). Единодушное мнение родителей способствует повышению интереса ребенка к физкультурным занятиям.
  3. Наблюдайте за поведением и состоянием своего ребенка во время занятий физическими упражнениями, постарайтесь понять, почему ребенок капризничает, не выполняет, казалось бы, элементарных распоряжений родителей, какова причина его негативных реакций (усталость или какое-то скрытое, желание- например, ребенок хочет быстрее закончить занятия физкультурой, чтобы посмотреть интересную телепередачу). Не жалейте времени и внимания на то, чтобы установить с ним душевный контакт.
  4. Ни в коем случае не настаивайте на продолжении тренировочного занятия, если ребенок не желает заниматься. Выясните причину отказа, устраните ее и только после этого продолжайте занятие.
  5. Не ругайте своего ребенка за временные неудачи. Помните: ребенок делает только первые шаги в неизвестном для него мире, а потому он болезненно реагирует на то, что окружающие считают его слабым и неумелым. Дайте понять ребенку, что вы уважаете его чувства, желания, мнения и считаетесь с ним.
  6. Определите индивидуальные приоритеты ребенка в выборе физических упражнений. Хотя практически всем детям нравятся подвижные игры, но некоторым из них не хватает каких, то качеств, например физической силы. Не отказывайте ребенку в просьбе купить ему гантели или навесную перекладину для подтягивания (он хочет подражать своему любимому герою книги или кинофильма в силе и ловкости). 
  7. Не меняйте слишком часто набор физических упражнений, пусть ребенок выполняет комплекс упражнений, который ему нравится, как можно дольше, чтобы прочно усвоить разучиваемые движения.
  8. Требуйте, чтобы ребенок, соблюдая культуру выполнения физических упражнений, не допускал расхлябанности, небрежности, исполнения спустя рукава, все делал "взаправду".
  9. Не перегружайте ребенка, учитывайте его возраст, настроение, желание.
  10. Не применяйте к нему строгих мер, старайтесь приучить его к физической культуре собственным примером.
  11. Помните три незыблемых закона, которые должны сопровождать вас в воспитании ребенка: понимание, любовь и терпение.

Успехов вам и удачи!

 


КАК СОХРАНИТЬ СЕРДЦЕ ЗДОРОВЫМ

Сердце- жизненно важный орган человека. Оно обеспечивает кровью, а, следовательно, питательными веществами и кислородом наш организм. Вот почему сердце надо беречь с детства.

Специалисты-физиологи дают рекомендации, как сохранить сердце ребенка здоровым.

  • Приучайте ребенка соблюдать режим дня, так как привычный распорядок способствует ритмичной и слаженной работе сердца и всего организма.
  • Разумно чередуйте умственные нагрузки с физическими упражнениями, что позволит избежать переутомления и сохранить сердце здоровым.
  • Следите за тем, чтобы ребенок хорошо выспался, так как полноценный сон дает возможность сердцу отдохнуть и набраться сил.
  • Обеспечьте ребенку полноценное, богатое витаминами, разнообразное и регулярное питание, необходимое для правильного развития и нормальной работы сердца.
  • Не перекармливайте ребенка, не заставляйте его есть насильно, так как вес- прямая угроза сердцу.
  • Приучайте ребенка больше двигаться.

Утренняя гимнастика, пешие прогулки, подвижные игры, занятия в спортивных секциях, посильные физические нагрузки благоприятно влияют на работу сердца.

  • Помните: чрезмерные физические нагрузки в сочетании с нерегулярным и неполноценным питанием приводят к напряженной работе сердца детей и несут реальную угрозу их здоровью.
  • Старайтесь уделять больше внимания проблемам ребенка, хотя они и кажутся вам порой незначительными. Помогайте ему советом в трудных для него ситуациях, чаще говорите о том, как вы его любите, как он вам дорог.

Ваша любовь позволит ему чувствовать себя более защищенным.

  • Вселяйте в ребенка веру в свои силы, воспитывайте у него доброжелательные отношения к окружающим.

Это поможет малышу избежать отрицательных эмоций, которые так вредны для сердца и сосудов.

  • Воспитывайте у ребенка негативное отношение к курению, употреблению алкоголя и наркотиков, внушайте ему, что эти вещества пагубно влияют на организм человека. Рассказывайте детям о вредности таких веществ.
  • Помните: многие инфекционные заболевания (ангина, грипп и др.) дают осложнения на сердце и сосуды.
  • Следуйте предписаниям врача и следите, чтобы во время болезни ребенок соблюдал домашний режим до полного выздоровления, а затем избегал примерно в течение двух недель физических нагрузок (уроков физкультуры, занятий в спортивных секциях и т. д.).
  • Помните: болезнь легче предупредить, чем лечить. Ваш ребенок должен проходить диспансеризацию каждый год. Если нет такой возможности, сами отведите его в поликлинику к педиатру.

Вовремя обнаруженные отклонения в деятельности сердца позволят избежать более серьезного заболевания.

  • Никогда не занимайтесь самолечением ребенка! Не давайте ему лекарств, принимаемых взрослыми.
  • Назначать лекарство и лечить ребенка должен только врач!
  • Если у ребенка выявлены, какие, либо функциональные отклонения в деятельности сердца, не паникуйте, не внушайте ему, что он болен.
  • Выполняя все рекомендации врача, не ограждайте ребенка от посильной физической нагрузки.

 


КОМПЬЮТЕР: "ЗА" И "ПРОТИВ"

Родителей, как правило, чаще всего беспокоит влияние компьютера на зрение и вред излучений, а также возможность получить в лице собственного ребенка будущего компьютерного фаната, погруженного в искусственный виртуальный мир, уводящего от реальной жизни.

Многие родители, купив своему ребенку, компьютер или карманную электронную книгу, вздыхают облегченно, так как этим решаются проблемы свободного времени ребенка, его обучения (по обучающим программам) или развития (по развивающим программам), а так же получения им заряда положительных эмоций от любимой игры и т.п. Сегодня притягательность компьютера не сравнить ни с телевизором, ни с любым другим занятием.

Маленький ребенок - очень чувствительный организм, все физиологические системы которого, в том числе и необходимые для успешного взаимодействия с компьютером, развиваются в дошкольном и младшем школьном возрасте. Нерегламентированные занятия на компьютере на фоне постоянно увеличивающейся информационной нагрузки могут ускорить неблагоприятные изменения в самочувствии ребенка, повлиять на его психику. Советуем обратить внимание родителей на следующие моменты.

  • Покупайте для вашего ребенка компьютер и дисплей хорошего качества, не экономьте на здоровье детей.
  • Расположите компьютер на столе в углу комнаты, задней частью к стене, в хорошо освещенном месте, но так, чтобы на экране не было бликов.
  • Правильно организуйте рабочее место ребенка. Подберите мебель, соответствующую его росту.

Для детей ростом 115-130 см рекомендуемая высота стола-54 см, высота сиденья стула (обязательно с твердой спинкой)-32 см; выше 130 см- соответственно 60 и 30 см. Расстояние между ребенком и дисплеем не менее 50-70 см (чем дальше, тем лучше). Поза ребенка- прямая или следка наклоненная вперед, с небольшим наклоном головы, посадка устойчивая: ребенок должен сидеть на стуле, опираясь на 2/3-3/4 длины бедра. Пространство между корпусом тела и краем стола- не менее 5 см. Руки свободно лежат на столе, ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом и располагаются под столом на специальной подставке (опора для ног обязательна).

  • Делайте ежедневную влажную уборку в помещении, где используется компьютер. Проветривайте чаще комнату; для увеличения влажности воздуха установите аквариум или другие емкости с водой.
  • Протирайте экран чистой тряпочкой или губкой до и после работы на компьютере.
  • Рядом с компьютером поставьте кактусы: эти растения поглощают его вредные излучения.
  • Особенно тщательно отбирайте для детей компьютерные программы: они должны соответствовать возрасту ребенка, как по содержанию, так и по качеству оформления.
  • Помните: без ущерба для здоровья дошкольники могут работать за компьютером не более 15 минут, а дети близоруких родителей и дети с отклонениями в состоянии здоровья- только 10 минут в день, причем 3 раза в неделю, через день.
  • После каждого занятия проводите с ребенком упражнения для глаз и общеукрепляющие упражнения.

ОБЩЕУКРЕПЛЯЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ (Повторить 4-6-8 раз)

  1. Ноги врозь, руки вдоль туловища. Выполнение (В.): 1-2-встать на носки, руки вверх наружу, потянутся за руками; 3-4-руки дугами в стороны вниз и расслабленно скрестить перед грудью, голову наклонить вперед. Темп быстрей.
  2. Ноги врозь, руки вперед. 1-поворот туловища на право, мах левой рукой вправо, правой- назад на спину; 2-основная стойка; 3-4-те же движения в другую сторону. Темп быстрей.
  3. Ноги вместе, руки вдоль туловища. 1-согнуть правую ногу и, обхватив голень руками, притянуть ногу к животу; 2-приставить ногу, руки вверх наружу; 3-4-те же движения другой ногой. Темп средний.
  4. Ноги вместе, руки вдоль туловища. 1-руки за голову; локти развести пошире, голову наклонить назад; 2-локти вперед; 3-4-руки расслаблено отпустить вниз, голову наклонить вперед. Темп медленный.
  5. Ноги врозь, кисти в кулак. 1-мах левой рукой назад, правой- вверх назад; 2-встречными махами переменить положение рук. Махи заканчивать рывками руки назад. Темп средний.
  6. Сесть на стул. 1-2-отвести голову назад и плавно наклонить назад; 3-4-голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Темп медленный.
  7. Встать прямо или сесть на стул, руки на поясе. 1-2-круг правой рукой назад с поворотом туловища и головы на право; 3-4-то же левой рукой. Темп медленный.
  8. Сесть на стул, руки на поясе. 1-повернуть голову на право; 2-повернуть голову прямо. Те же движения на лево. Темп медленный.
  9. Ноги вместе, руки вдоль туловища. 1-поднять плечи как можно выше с напряжением; 2-опустить плечи. Темп медленный. Повторить 6-8 раз, затем пауза 2-3 секунды, расслабить мышцы плечевого пояса.
  10. Ноги вместе, руки согнуты перед грудью. 1-2-два пружинящих рывка согнутыми руками; 3-4-те же движения прямыми руками. Темп средний.
  11. Ноги вместе, руки вдоль туловища. 1-руки свободным махом в стороны, слегка прогнутся; 2-расслабляя мышцы плечевого пояса, "уронить" руки, скрестив их перед грудью. Темп средний.
  12.  Ноги врозь, руки вдоль туловища. 1-2-наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх; 3-4-основная стойка; 5-8-те же движения в другую сторону. Темп средний.
 

КАК СОХРАНИТЬ ЗРЕНИЕ РЕБЕНКА

У многих детей с началом обучения в школе наблюдается ухудшение зрения.

Чаще всего это происходит в связи с нарушением общего режима ребенка: злоупотреблением играми на компьютере, просмотром телепередач, длительным чтением книг или с занятием, связанным со зрительным напряжением, и т.д.

  • Следует объяснить детям, что при чтении, письме, рисовании важно правильно расположить на столе книгу, тетрадь, альбом.
  • Нижний угол страницы, на которой ребенок пишет, должен находиться напротив середины его груди.

Для сохранения зрения очень важно напомнить детям несколько простых правил, рекомендованных врачом окулистом.

Рекомендуется:

  • при чтении держать книгу на расстоянии 30-37 см;
  • читать не более 20-25 мин подряд;
  • делать пятиминутные перерывы после чтения или занятия, связанного со зрительным напряжением.

Не рекомендуется:

  • читать при плохом освещении, в сумерках, а также лежа;
  • читать тексты с очень мелким шрифтом;
  • смотреть долго на яркий свет.

Предлагаем специальный комплекс упражнений для глаз, который при его регулярном выполнении может стать хорошей тренировкой и профилактикой для сохранения зрения.

Такие упражнения лучше проводить в игровой форме, с любимыми игрушками ребенка, передвигая их вправо-влево, вверх-вниз и т.д.

Общие советы:

  • упражнения следует выполнять сидя на стуле, голова неподвижна, поза удобная;
  • после каждого упражнения предложите ребенку закрыть глаза и расслабить мышцы тела на 30-40 секунд
  • медленно поднять глаза максимально вверх и медленно опустить максимально вниз. Повторить каждое движение 4-6 раз.
  • быстро закрыть и открыть глаза, сжимая и разжимая веки, то есть моргая.

Это движение полезно повторять после каждого упражнения на тренировку зрения.

  • медленно повернуть глаза максимально вправо и затем так же медленно повернуть их влево. Повторить движение в каждую сторону 4-6 раз.
  • вращения глаз выполняются плавно, без рывков, сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Повторить движения в каждую сторону 3-4 раза.
  • посмотреть на кончик носа, зафиксировать взгляд в течение 10-20 секунд не моргая, максимально расслабив мышцы.

 


ЗАКАЛИВАНИЕ-ПЕРВЫЙ ШАГ НА ПУТИ К ЗДОРОВЬЮ

В осенне-зимний период резко возрастает заболеваемость детей, особенно аллергическим гриппом и т.п. Это связано не только с вирусными эпидемиями, распространенными зимой, но и неблагоприятными экологическими условиями, резко снижающими иммунитет ребенка.

Эффективное средство для профилактики болезней- общеукрепляющие физические упражнения и оздоровительные комплексы, рекомендуемые специалистами.

Процедуры закаливания следует проводить ежедневно- утром после сна и на ночь перед сном.

Способы выполнения:

  1. Налейте в таз или ведро (душ не использовать) холодную воду с температурой не выше +12 градусов Цельсия и одномоментно вылейте на ступни ребенка, стоящего в ванне. Отверстие для стока воды должно оставаться открытым. Попросите ребенка потопать ножками, пока стекает вода. Вытрете ему ноги, не растирая их, а промокая полотенцем.
  2. Через 2 месяца дополните только вечернее закаливание ходьбой в воде по щиколотку (лодыжку). Когда первая порция воды, которой вы омывали ребенку ноги, стечет, вылейте в ванну из подготовленной емкости холодную воду, но не на ноги. В первый день продолжительности ходьбы - 1 мин. Через 7 дней постепенно продлевайте процедуру, добавляя ежедневно 1 минуту и доведя ее до 5 минут. Если малыш "набегался" в воде и просит вытереть ножки, немедленно выполните его просьбу. Лучше проводить закаливание в течение 1 мин в хорошем настроении ребенка, чем 5 мин с капризами. Длительность процедуры- не более 5 минут. Описанная методика- хорошая подготовка для тех, кто желает продолжить закаливание, доведя его до обливания всего тела холодной водой. Но если ребенок ослаблен и такая процедура вызывает опасение, используйте другой вариант закаливания.
  3. Постелите в ванне полотенце, смоченное холодной водой (температура не выше +12 градусов). Попросите ребенка потопать ножками (не стоять!) на нем в течении 1 минуты (утром и на ночь). Вытрите ему ноги, не растирая, а промокая полотенцем.
  4. Постепенно, убедившись в безопасности подобного метода закаливания, переходите к обливанию стоп водой. Известно, что кратковременное (не более 3 минут) тренирующее воздействие невысоких (1-5 градусов) температур стимулирует согревание организма человека, т.е. выработку внутреннего тепла. Одномоментное обливание низкотемпературной водой абсолютно безопасно и десятилетиями проводится во многих детских учреждениях и санаториях. Легкая стимуляция холодом поверхностей стоп, на которых имеются рефлексогенные проекции всех органов тела, повышает защитные силы организма.
  5. Вдохновляйте малыша собственным примером, объясните ему полезность закаливания, играйте с ним, поддерживайте в нем хорошее настроение.
  6. Ни в коем случае не нагревайте воду.  Иначе не произойдет тонизирующего воздействия на активные точки стоп.
  • Помните: закаливание также нормализует психоэмоциональное состояние ребенка, улучшает память и внимание, регулирует деятельность сердечно- сосудистой и эндокринной систем.
  • По возможности не прекращайте закаливающих процедур, так как их отсутствие даже в течении 5 дней сводит на нет все предыдущие усилия. При необходимости (в случае заболевания малыша) вы можете хотя бы протирать стопы ребенка холодным полотенцем.
  • Помогите своему ребенку, не выпускайте его беззащитным в агрессивные условия внешней среды.

  


БОСОХОЖДЕНИЕ - ЭЛЕМЕНТ ЗАКАЛИВАНИЯ ОРГАНИЗМА

Если у вашего ребенка ступни постоянно холодные на ощупь и мерзнут- значит, у него высока предрасположенность к гриппу и ОРВИ.

  • Начните с ребенком заниматься ходьбой босиком, так как это своеобразные сеансы точечного массажа и закаливания.
  • Старайтесь, чтобы ребенок занимался дозированным босохождением регулярно, так как настоящий закаливающий эффект обычно наступает лишь при длительных систематических тренировках.

Физиологи доказали, что подошвы ног- одна из самых мощных рефлексогенных зон человека.

На стопах представлены точки всего организма и имеются закаливающие зоны.

По мнению некоторых специалистов, подошвы — ног- это своеобразный распределительный щит с 72 тыс. нервных окончаний, через которые можно подключиться к любому органу-головному мозгу, легким и верхним дыхательным путям, печени и почкам, эндокринным железам и другим органам.

Вот почему ходьба босиком тонизирует организм и способствует поддержанию его в здоровом состоянии.

  • Начинайте закаливание детей ходьбой босиком с раннего возраста: сначала с хождения в теплой комнате по ковру или половику, затем- по деревянному полу.
  • Используйте специальные резиновые коврики с шиповым рифлением, которые можно приобрести в хозяйственных или спортивных магазинах.
  • Каждое утро вместе со своим ребенком начинайте зарядку с ходьбой босиком на таком коврике.
  • Предложите ребенку помассировать стопы ног с помощь скалки или круглой палки, катая их подошвами по несколько минут в день.
  • Одновременно совмещайте этот вид закаливания малыша с ежедневными ножными ваннами, последовательно снижая температуру воды.
  • При занятиях на природе желательно, если есть такая возможность, после ходьбы по теплому песку перейти на траву, затем потерпеть покалывание свежескошенной стерни и завершить прогулку на земляной тропинке и в мягкой дорожной пыли.
  • В домашних условиях занятия надо начинать с ходьбы по ковру или полу, затем продолжать их на коврике с шипованным рифлением и заканчивать следует на ковре.

При ходьбе босиком увеличивается интенсивность деятельности почти всех мышц, стимулируется кровообращение во всем организме, улучшается умственная деятельность.

 


ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ У РЕБЕНКА ПЛОСКОСТОПИЕ

Стопа ребенка, образованная хрящами, может легко деформироваться.

Плоскостопие считается одним из самых распространенных заболеваний у детей.

По статистике, этот диагноз ставят каждому третьему ребенку.

Часто родители — это заболевание не воспринимают всерьез.

У детей в первые годы жизни свод стопы заполняется жировой подушкой, от чего стопа выглядит плоской. Это мнимое плоскостопие.

Жировая подушка исчезает обычно к 4 годам, а полностью стопа формируется в 7-9 лет.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛЕЧЕНИЯ ПЛОСКОСТОПИЯ

  • Делайте своему ребенку массаж стоп и икроножных мышц, проводите с ним лечебную гимнастику, ножные ванны.
  • Выполняйте простейшие упражнения: хождение на носках, на наружном крае стопы, катание палочки.
  • Разложите на полу мелкие предметы, которые ребенок будет собирать пальцами ног, брать и перекладывать их.
  • Следите за тем, чтобы обувь ребенка была из натуральных материалов, внутри с супинатором, поднимающий внутренний край стопы. Желательно, чтобы она была достаточно жесткой и с хорошим задником, который держит пятку в правильном положении. Подошва, напротив, должна быть гибкой и иметь небольшой каблук.
  • Для предупреждения плоскостопия обувь для детей должна иметь каблук, искусственно повышающий свод стопы, защищающий пятку от ушибов. Рекомендуемая высота каблука для дошкольников- от 5 до 10 мм.
  • Старайтесь следить за тем, чтобы обувь соответствовала форме и размеру стопы, была удобной при носке и не мешала естественному развитию ноги, не сдавливала стопу, нарушая кровообращение и вызывая потертости. Она должна быть приспособлена к климату, времени года и использоваться по назначению.
  • Помните: жесткая обувь ограничивает движения суставов стоп, затрудняет ходьбу, вызывает быстрое утомление мышц, что может способствовать развитию плоскостопия. По весу обувь должна быть максимально легкой, тяжелая обувь затрудняет передвижение, увеличивает расход энергии, утомляет ребенка.
  • При определении размера обуви ребенка руководствуйтесь длиной стопы, которая определяется расстоянием между наиболее выступающей точкой пятки и концом самого длинного пальца (первого или второго).
  • Покупая обувь, помните: длина следа должна быть больше стопы в носочной части, перед пальцами- наибольший припуск в 10 мм. Этот запас, равный в среднем полугодовому приросту стопы, создает необходимые условия для ее естественного роста, а также обеспечивает свободное усиление стопы, которое происходит во время ходьбы и под действием нагрузок. Если нет такого припуска, пальцы постоянно будут находиться в согнутом положении, это в дальнейшем может привести к деформациям, появлению потертостей и мозолей.
  • Отнеситесь с вниманием к проблеме плоскостопия у вашего ребенка.
  • Не допускайте развития этого заболевания у детей, так как оно может привести к неприятным последствиям в будущем.
 

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ЗДОРОВЫЙ, ПОЛНОЦЕННЫЙ СОН РЕБЕНКА

Во время сна организм отдыхает: выключается сознание, уменьшается возбудимость центральной нервной системы, расслабляется мускулатура, замедляются сердечная деятельность и дыхание, снижается кровяное давление. Отдых обеспечивает нормальную деятельность нервной системы и всех других систем и органов, поэтому сон имеет огромное значение для жизни и развития ребенка.

Следите за продолжительность сна ребенка.

К пяти- шести месяцам жизни он спит 16-18 ч; в дальнейшем продолжительность сна сокращается:

  • в период от двух до пяти лет ребенок спит 13-14 ч;
  • в восемь лет-11-12 часов;
  • в девять-двенадцать лет-10-10,5 ч;
  • в тринадцать-пятнадцать лет-9-10 ч;
  • в шестнадцать лет-8,5-9 ч;
  • в семнадцать-восемнадцать лет-8-8,5 ч.

Обеспечьте полноценный сон ребенка: для этого он должен быть не только достаточно продолжительным, но и достаточно глубоким. Приучите ребенка ложиться спать и вставать в одно и тоже время. Это обязательное условие воспитания здорового ребенка.

Предложите детям прекратить напряженные занятия, шумные и слишком подвижные игры, просмотр телевизора примерно за час до сна, за 30-40 мин перед сном можно спокойно погулять на свежем воздухе.

Большое значение имеет подготовка малыша ко сну. Введите в вечерний туалет ребенка, помимо тщательного мытья рук, лица и шеи, мытье ног или всего тела водой комнатной температуры. Это полезно для гигиены, закаливания организма и укрепления нервной системы.

Время ужина должно быть не позднее, чем за 1-1,5 часа до сна. Более поздний ужин мешает наступлению глубокого сна. Если дети ужинают вместе со взрослыми за 2-3 часа до сна, дайте им перед сном стакан кефира или простокваши, так как чувство голода мешают спокойному сну.

Создайте ребенку благоприятные условия для засыпания: погасите яркий свет, соблюдайте тишину, так как это мешает глубокому сну и не приносит полного отдыха. Перед сном следует тщательно проветрить комнату, так как свежий воздух- одно из важнейших условий глубокого, крепкого сна.

Постепенно приучайте ребенка спать при открытом окне летом и открытой форточке зимой.

Не приучайте детей засыпать в кровати родителей. Это должно быть в виде редкого исключения, но в правило вступать не должно.

Отучайте ребенка бояться темноты, одиночества, ночных кошмаров, старайтесь, чтобы к вечеру он избавился от дневных переживаний, это поможет малышу заснуть.

При поступлении ребенка в детский сад или школу укладывайте его спать пораньше.

Не допускайте окриков, угроз и наказаний, если с непривычки ребенок долго не засыпает.

Помогите выработать у ребенка рефлекс быстрого засыпания.

Для этого в момент укладывания попробуйте включить расслабляющую рефлекторную музыку, имитирующую шум морского прибоя или дождя, колыбельную песенку. Поможет заснуть легкое нежное поглаживание волос, бровей, головы ребенка, пришептывание только для него предназначенных слов.

Старайтесь избавить ребенка от бессонницы, придумайте ежевечерний ритуал: в определенное время душевный разговор, ванна или душ, стакан теплого молока или напиток из мяты, засыпание с любимой игрушкой.

Мягкий красивый коврик, фотография близких людей рядом с кроваткой многое другое поможет ребенку заснуть.

Помните: недосыпание пагубно сказывается на детском организме, вызывает нервозность, ослабляет сопротивление заболеваниям, замедляет физическое развитие.


 


О ДЕТСКОЙ ОДЕЖДЕ

 Детская одежда должна соответствовать возрасту детей, времени года, характеру детской деятельности.

Гигиенические качества одежды играют большую роль в поддержании теплового режима, в приспособлении организма к различным климатическим условиям, в закаливании ребенка.

Одно из основных свойств ткани- теплопроводность.

Воздух- плохой проводник тепла, поэтому сохраняют тепло человека те ткани, которые имеют большое количество пор, заполненных воздухом.

  • Избегайте многослойной одежды для ребенка, так как воздух, находящийся не только в ткани, но и между слоями одежды, препятствует отдаче тепла в окружающую среду, и это вызывает перегревание организма, что влечет за собой неприятный последствия.
  • Следите за тем, чтобы одежда была из гигроскопичной ткани, впитывающей влагу, скапливающуюся под ней, не используйте плотную ткань, а также накрахмаленную или загрязненную.
  • Выбирайте для детской одежды ткань легкую, приятную на ощупь, эластичную, без шероховатостей, вызывающих раздражение кожных покровов, к чему дети очень чувствительны.
  • Старайтесь, чтобы одежда была удобной для детей и не затрудняла движения, дыхание и кровообращение ребенка.
  • Подбирайте фасон детского платья такой, чтобы он был простым, красивым и соответствовал своему назначению, не повторяйте варианты моды взрослых, так как при этом детская одежда теряет свою привлекательность.
  • При выборе одежды учитывайте удобство ее для ребенка. Ничто не должно раздражать малыша; платье, костюм должны соответствовать его размеру: быть не слишком длинными и широкими, не очень узкими и короткими.
  • Следите за тем, чтобы ворот, проймы, длина и ширина рукава соответствовали размерам шеи и рук ребенка, а пояс не надавливал на брюшную полость. Верхняя одежда зимой должна быть достаточно теплой, но легкой, не стесняющей движение детей.
  • Не повязывайте детям длинные шарфы, которые стягивают под воротником шею ребенка, стесняют дыхание, стесняют движения и способствуют перегреванию.
  • Зимняя шапка должна закрывать у ребенка лоб и уши, очень чувствительные к холоду.
  • Обеспечьте детей в зимнее время теплыми варежками.
  • Помните: для закаливания организма ребенка необходима одежда, соответствующая времени года, погоде, температуре воздуха, как наружного, так и комнатного, а также учитывать вид детской деятельности.

Чрезмерно теплая одежда вызывает перегревание организма, ребенок потеет, а затем при малейшем воздействии свежего воздуха происходит переохлаждение, приводящее к простуде.

Одетый в слишком легкую одежду, малыш мерзнет, испытывает неприятные ощущения, и организм его вынужден в ущерб здоровью приспосабливаться к неблагоприятному условию.

 


КАК СОХРАНИТЬ ЗУБЫ РЕБЕНКА ЗДОРОВЫМИ

 Хорошие зубы- залог здоровья.

Состояние зубов влияет на здоровье, настроение, поведение ребенка и взрослого человека.

Ослепительный ряд красивых зубов преображают человека с обычной внешностью, и, наоборот, неприятное впечатление оставляет человек с некрасивыми зубами.

  • Не оставляйте без внимания жалобы вашего ребенка на зубную боль, своевременно показывайте его зубному врачу.
  • Помните: самой распространенной болезнью является кариес- разрушение зуба с образованием в нем дефекта в виде полости, при этом возникает боль от приема холодной или горячей, кислой или соленой пищи.

Кариозные зубы, как и другие очаги хронического воспаления, могут быть причиной развития ревматизма, бронхиальной астмы, болезней почек, но особенно вредное влияние они оказывают на органы пищеварения.

  • Начинайте обращать внимание на состояние зубов у детей в возрасте старше 2-3 лет, когда у них возникает кариес.

Примерно с 10-12 летнего возраста молочные зубы у ребенка полностью изменяются, и заболеваемость кариесом снова возрастает.

Чтобы сохранить зубы вашего ребенка здоровыми, соблюдайте следующие рекомендации.

  • Старайтесь давать детям твердую пищу, для разжевывания которой требуется значительная работа зубов и челюстей с обеих сторон.
  • Не кормите детей, имеющих молочные зубы, только протертой пищей.

Пусть грызут яблоки, груши, морковь, так как энергичное жевание усиливает не только отделение слюны, но и приток крови к челюстям, улучшая их питание.

При этом челюсти развиваются нормально и постоянные зубы располагаются ровными рядами.

  • Следите за правильным соотношением в пище белков, жиров, углеводов и минеральных солей, обеспечивающих нормальный рост всего детского организма, рост костей и развитие зубов.
  • Приучайте ребенка с раннего возраста ухаживать за полостью рта и зубами.
  • Помните: уход за молочными зубами и их сохранение невредимыми до появление постоянных зубов так же необходимы, как и уход за постоянными зубами.
  • Как только у ребенка появились молочные зубы, давайте ему после каждого кормления кипяченую воду, а более старших детей приучайте полоскать рот после каждой еды.
  • В 3-летнем возрасте подарите ребенку зубную щетку и приучите его чистить зубы утром и обязательно вечером перед сном.
  • Обучайте детей старшего дошкольного возраста и младших школьников приемам массажа десен: пальцами рук, вымытой с мылом, массировать движениями сверху вниз десну верхней челюсти, и снизу-вверх- нижней челюсти.

При этом движения пальца должны сочетаться с небольшим давлением на челюсть. Массаж десен очень полезен для зубов.

  • Помните: где здоровые десны, там и здоровые зубы.
  • Поддерживайте постоянную связь со стоматологом детского учреждения, где систематически должна проводиться санация зубов ребенка.

Участие родителей может многое сделать для того, чтобы у ребенка были здоровые и красивые зубы.

МАССАЖ ДЕСЕН НАЧИНАЕТСЯ С ЗУБНОЙ ЩЕТКИ...

 Массаж-это совокупность приемов механического дозированного воздействия на отдельные участки поверхности тела человека, проводимых с лечебной или профилактической целью.

Энергичная утренняя работа зубной щеткой способна дать хорошую "зарядку" всему организму в целом, не говоря уже о том, что это совершенно необходимая гигиеническая процедура.

Научите своего ребенка правильно чистить зубы и массажировать десны.

  1. Сначала надо хорошо прополоскать рот водой комнатной температуры.
  2. Затем на смоченную водой зубную щетку взять немного детского зубного порошка или детской пасты и чистить при сомкнутых зубах передние и боковые поверхности зубов. Щетка должна двигаться снизу вверх и обратно.
  3. После этого малыш должен открыть рот и чистить жевательную и внутреннюю поверхность зубов.
  4. Заканчивают чистку зубов тщательно полосканием водой (несколько раз) до тех пор, пока не останется частиц порошка или пасты.
  • Обязательно заставляйте своего ребенка чистить зубы утром и вечером.

За целый день на зубах скапливается множество частичек пищи, поэтому на всю процедуру чистки зубов в среднем должно уходить не менее 2,5-3 минут.

  • Объясните ребенку: чистку зубов полезно сочетать с пальцевым самомассажем десен.

Для этого необходимо небольшое количество зубной пасты нанести на указательный и большой пальцы.

Начинать массаж следует от центра челюстей, а затем постепенно перемещать пальцы в стороны.

На верхней части челюсти массируют сверху вниз (от десен к зубам), на нижней - сверху вниз.

  • Научите ребенка массировать десны круговыми движениями, причем утром - по ходу часовой стрелки, вечером - против нее.
  • Проследите, чтобы давление пальцем на слизистую оболочку было безболезненным: утром- более глубоким, вечером- поверхностным; продолжительность всей процедуры-5-7 минут.
  • Помните: ребенок должен делать самомассаж десен после чистки зубов и полоскания рта.

Закончив процедуру, ему следует снова прополоскать рот.

Следите за регулярностью применения массажа десен вашим ребенком, так как при постоянном выполнении этой процедуры нежная слизистая оболочка малыша получает своеобразную закалку:

  • она уплотняется;
  • возрастает ее устойчивость к механическому фактору, холоду и теплу;
  • улучшаются кровообращение, питание десен и зубов, что способствует их оздоровлению.
  • Приучайте вашего ребенка регулярно ухаживать за зубами, чтобы они были здоровыми и красивыми.

 


КАК СФОРМИРОВАТЬ ПРАВИЛЬНУЮ ОСАНКУ

 Осанка-это привычное положение тела человека. Она считается правильной, если человек держит голову правильно и свободно, плечи находятся на одном уровне, слегка опущены назад, корпус выпрямлен, живот подтянут, грудь слегка выступает вперед, колени выпрямлены.

Как справедливо говорят в народе: "Без осанки конь-корова". Ничто не может украсить человека, если он сутулится, держит одно плечо, ниже другого и ходит сгорбившись.

Правильная осанка не бывает врожденной, она начинает формироваться с первых лет нашей жизни.

  • Помните: наиболее ответственный период для формирования осанки у ребенка-с 4 до 10 лет, когда быстрыми темпами развиваются механизмы, регулирующие вертикальную позу.
  • Начинайте с раннего возраста приучать вашего ребенка правильно "держать" свое тело. Не забывайте при этом и про вашу осанку, так как малыши часто копируют своих родителей.
  • Знайте, что основными причинами формирования неправильной осанки являются:
    • отсутствие крепкого, достаточно развитого мышечного корсажа - мышечной системы;
    • неравномерное развитие мышц спины, живота и бедер, изменение тяги, определяющее вертикальное положение позвоночника;
    • последствие рахита - нарушение взаимоотношения костных элементов таза и позвоночника.
  • Другие причины формирования неправильной осанки:
    • продолжительная болезнь или хронические заболевания, ослабляющие организм;
    • не соответствующая росту мебель;
    • неудобная одежда и обувь.
  • Контролируйте осанку ребенка раз в полгода самостоятельно, не прибегая к помощи врача.

Воспользуйтесь следующими советами.

  • Осмотр вашего ребенка проводить в дневное время, при хорошем и равномерном освещении. Разуйте и разденьте его до трусиков, поставьте прямо, руки должны быть опущены вдоль туловища. Сами сядьте на стул на расстоянии 2-3 метра от ребенка.
  • Внимательно посмотрите, симметрично ли расположены уши, лопатки, талия, складки под ягодицами и сами ягодицы. Если они не находятся на разной высоте, есть причина для беспокойства.
  • Попросите ребенка достать руками до полу, выгнув спину.
  • Проверьте, нет ли вдоль поясничных позвонков валиков, не торчат ли лопатки.
  • Посмотрите на ребенка сбоку и проверьте, не сутулится ли он, попросите его наклонить голову вперед и, не поднимая головы, повернуть ее сначала в одну, затем в другую сторону.
  • Убедитесь, что объем движений при этом одинаков и выполняются они без ограничения.
  • Если осмотр показал, что не все благополучно, незамедлительно обратитесь к врачу.
  • Умейте объяснять ребенку, как следить за осанкой.
  • Рассказывайте и показывайте ему на собственном примере, как правильно держать тело при состоянии и при ходьбе.
  • Покажите детям такой простой способ: стать к стене, плотно прижавшись затылком и лопатками, ягодицами, икрами ног и пятками; подбородок слегка приподнять.

Ребенок должен почувствовать и зафиксировать в сознании мышечные ощущения при таком положении тела. Постоянно так дети ходить не смогут, но, если 3-4 раза в день они будут осуществлять самоконтроль и стараться удерживать такую позу несколько секунд, это благотворно отразится на их осанке.

  • Для формирования правильной осанки проводите с детьми упражнения с предметами на голове, балансирование, хождение по наклонной плоскости.
  • Помните: для детей очень полезные подвижные игры, танцы, плавание, ползание, кувыркание, бег, так как все это направлено на развитие силы и выносливость мышц, обеспечивающих позу прямостояния.
  • Используйте пропедевтические упражнения, предупреждающие ухудшение осанки (например, напряжение и расслабление мышц, удерживающих тело в позе сидя с целью снятия утомления), а также коррекционные упражнения, которые назначают при уже имеющихся нарушениях осанки.

 


ПРИНЦИПЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ

Один из основных принципов правильного питания дошкольников - максимальное разнообразие повседневных пищевых рационов, включающие все основные группы продуктов- мясо, рыбу, молоко и молочные продукты, яйца, пищевые жиры, овощи и фрукты, сахар и кондитерские изделия, хлеб, крупы и др., которые обеспечивают малышей всеми необходимыми им пищеварительными веществами.

  • Помните: мясо, рыба, яйца, молоко, кефир, творог, сыр являются источником высококачественных животных белков, способствующих повышению устойчивости детей к действию инфекций; предпочтительная нежирная говядина или телятина, курица, индейка, но иногда можно использовать нежирную свинину или баранину.
  • Значительно менее полезные разные виды колбас. Субпродукты (почки, печень, сердце) служат источником не только полноценного белка, но и железа, витаминов В, и поэтому так же должны присутствовать в рационе питания.

Мясо и рыба могут быть приготовлены в виде самых разнообразных блюд- котлет, тефтелей, фрикаделек, гуляша, антрекотов, в зависимости от индивидуальных вкусов дошкольников.

  • Наряду с молоком ежедневно давайте детям 150-200 мл кефира, йогурта, ряженки или других кисломолочных напитков, способствующих нормальному пищеварению, а также сыр, творог, сметану.

Молоко и молочные продукты - источник белка, один из основных поставщиков легкоусвояемого кальция, необходимого для образования костной ткани, - витамина В.

  • Старайтесь широко применять в питании дошкольника овощи, фрукты и плодоовощные соки.

Плоды и овощи, особенно свежие, - важнейший источник аскорбиновой кислоты, которым очень богата черная смородина, зеленый перец, шиповник. Много ее в цветной капусте, укропе, петрушке и клубнике. Плоды, овощи и плодоовощные соки - важнейший пищевой источник калия.

  • Включайте в детское питание хлеб (черный и белый), крупы, особенно гречневую и овсяную, макаронные изделия, обеспечивающие ребенка крахмалом, растительными волокнами, витаминами Е, В, РР, магнием и др.
  • Следите за тем, чтобы в ежедневных рационах питания содержались жиры в виде сливочного масла (30-40 г), сметаны (5-10 г), растительных масел- подсолнечного, кукурузного (8-10 г).
  • Старайтесь, чтобы наряду с правильным подбором продуктов готовые блюда были вкусными, ароматными, красиво оформлены, что повышает аппетит ребенка.
  • Обязательно соблюдайте режим детского питания.

Ребенок должен получать не менее четырех приемов пищи: завтрак, обед, полдник, ужин.

Если интервал между приемами пищи слишком велик (больше 4 часов), у ребенка снижаются работоспособность, память.

Чрезмерно частый прием пищи уменьшает аппетит и тем самым ухудшает усвояемость пищевых веществ.

Дети, находящиеся в детском саду (9-10 часов), получают 3-разовое питание, которое обеспечивает их суточную потребность в пищевых веществах и энергии примерно на 75-80%.


 


ПРОСТУДА ИЛИ ОРВИ У МАЛЫШЕЙ

 Многие родители считают, что их ребенок заболел, потому что простудился: пил холодную воду прямо из-под крана или ел мороженое, бегал раздетым по улице или сидел у открытой форточки.

Они совершенно забывают, например, про такие факты, как накануне болезни их ребенок ехал с мамой в переполненном трамвае или автобусе, а там кто-то чихал и кашлял.

  • Помните: всякая простуда-это, как правило, вирусное гриппоподобное заболевание, которое возникает при контакте с больным человеком.

Специальные исследования показывают, что возбудителями ОРВИ является не один-единственный вирус, а великое множество (на сегодня ученым известно свыше 200 таких вирусов).

В связи с тем, что после перенесенного заболевания вырабатывается нестойкий иммунитет, ребенок может заражаться очень часто, даже при самом кратковременном контакте.

При этом не обязательно, чтобы контакт с тяжелобольным человеком вызывал у ребенка развитие очередного заболевания.

  • Берегите детей в первую очередь от неоправданных контактов с вирусными инфекциями.
  • Знайте, что практически каждая встреча с любым из вирусов, вызывающих ОРВИ, как правило, заканчивается для ребенка первых лет жизни заболеванием.
  • Особенно старайтесь защитить малышей от респираторных инфекций, вызывающих различные осложнения и наносящий существенный вред детскому организму в силу особенностей анатомического строения детской дыхательной системы.

Выключение носового дыхания выбивает ребенка из привычной жизненной колеи, он не может нормально питаться, спать, бодрствовать.

  • Помните: ОРВИ - довольно грозное заболевание, особенно для детей первых лет жизни.
  • Следите за тем, чтобы переболевший ОРВИ не переохлаждался в первые дни после болезни, в частности не ходил босиком по холодному полу, так как подошвы ног рефлекторно связаны с носоглоткой.

Специальными исследованиями установлено, что после нескольких перенесенных ОРВИ, особенно на первом году жизни, у многих детей затем на протяжении 3-4 лет могут отмечаться явления кислородного голодания организма, в связи с тем, что нарушается проходимость воздухоносных путей и, как следствие, снижается необходимый уровень насыщения крови кислородом легких.

При охлаждении стоп наступает спазм кровеносных сосудов.

Аналогичные явления в ту же минуту возникают и в носоглотке, что ведет к понижению температуры слизистых оболочек носа.

Присутствующие здесь вирусы и микробы начинают бурно размножаться, и в результате у ребенка, пробежавшегося несколько раз по холодному полу, могут вновь возникнуть насморк и кашель, и он опять заболевает ОРВИ.

Чаще всего это наблюдается именно у детей, являющиеся носителями вирусов.

  • Строго соблюдайте назначения врачей, оберегайте своих детей от сквозняков и любого другого охлаждения в период реконвалесценции (выздоровления после заболевания).

Даже если ребенок не является хроническим вирусоносителем, организм его после заболевания резко ослаблен.

Желательно, чтобы малыш, как минимум, не болел хотя бы один месяц.

  • Закаливайте вашего ребенка, это защитит его от частых заболеваний.

При закаливании повышается устойчивость человека к охлаждению за счет того, что в организме в результате формирования защитных реакций увеличивается выработка тепла и уменьшается теплоотдача.

Одновременно происходит и повышение иммунитета благодаря увеличению выработки в организме инферона, лизоцима и других защитных факторов.

  • Сделайте закаливание общим семейным оздоровительным мероприятием.
 

НАДЕЖНАЯ ЗАЩИТА ОТ ГРИППА - ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ

Метод А.А. Уманской прочно вошел в практику работы педиатров. При систематическом и правильном применении предлагаемый массаж дает отличные результаты: существенно повышается устойчивость организма к холоду, сырости и другим неблагоприятным факторам внешней среды, а так же к вирусам и микробам.

  • Вначале, проснувшись, сделайте массаж себе: потрите ладонь о ладонь, чтобы руки разогрелись и потеплели. Затем приступайте к массажу точек в соответствии с их нумирацией-1, 2 и т.д. (см. рисунок).

Массаж выполняется следующим образом: кончиком указательного или среднего пальца надавите на участок кожи соответствующей зоны до появления незначительной болезненности, затем сделайте девять вращательных движений по часовой стрелке и девять движений против. Продолжительность воздействия на каждую точку должно быть не менее 18020 секунд; постепенно увеличивайте интенсивность воздействия.

Симметричные зоны 3 и 4 массируют растирающими движениями пальцев сверху вниз, от задней к передней поверхности шеи, одновременно двумя руками. Сделайте разогревающее по верхней части груди: ладонью правой руки от левого плеча к правой подмышке и левой- от правого плеча к левой подмышке.

Другие симметричные зоны 6, 7, 8 также массируйте одновременно двумя руками.

  • После этого сделайте такой же массаж своему ребенку.

В общей сложности на эти две процедуры уйдет не более 15-20 минут. Хорошо размяв все участки кожи, вы быстро мобилизуете защитные силы у себя и своего ребенка.

Всего 10-15 минут ежедневного массажа- и защита от гриппа ОРВИ обеспечена вам и вашему ребенку. Массаж этих точек позволяет предупреждать гриппоподобные заболевание, как у детей, так и у взрослых.

  • Помните: высокую сопротивляемость организма поддерживают только регулярные повторные упражнения, которые следует выполнять утром и перед сном, а также после каждого случайного контакта с больным ОРВИ в транспорте, кино, магазине, вернувшись, домой.
  • Не забывайте, что прекращение упражнений приводит к быстрой детренировке.

 Описание закаливающего точечного массажа:

Точка 1 связана со слизистой оболочкой трахее, бронхов, а также с костным мозгом. При ее массаже уменьшается кашель, улучшается кроветворение.

Точка 2 связана со слизистой оболочкой нижних отделов глотки, гортани, а также с тимусом (вилочковой железой), регулирующим иммунные функции организма. Массаж этой точки повышает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям.

Точка 3 связана с особыми образованиями, контролирующими химический состав крови и одновременно повышающими защитные свойства слизистой оболочки глотки и гортани.

Точка 4 связана со слизистой оболочкой задней стенки глотки, гортани и верхним шейным нервным узлом. Массаж этой точки активизирует кровоснабжение головы, шеи, туловища.

Точка 5, расположенная в области 7-го шейного и 1-го грудного позвонка, связана со слизистой оболочкой трахеи, глотки, пищевода, а главное-с нижним шейным верхним узлом. Массаж этой точки способствует нормализации деятельности сосудов, сердца, бронхов, легких.

Точка 6 связана с передней и средней долями гипофиза. Массаж этой точки улучшает кровоснабжение слизистой оболочки носа, гайморовых полостей, а главное- гипофиза. Дыхание через нос становится свободным, насморк проходит.

Точка 7 связана со слизистой оболочкой полости носа и лобных пазух, а также с лобными отделами головного мозга. Массаж этой точки улучшает кровообращение слизистой оболочки верхних отделов полости носа, а также области глазного яблока и лобных отделов головного мозга.

Массаж точки 8, расположенный в области ушной раковины, положительно воздействует на орган слуха и вестибулярный аппарат.

Массаж точки 9, расположенной на ладони, нормализует многие функции организма, так как руки человека через шейные отделы спинного мозга и определенные области коры больших полушарий головного мозга связаны со всеми вышеперечисленными точками.

 


МАССАЖ УШЕЙ - ВАЖНАЯ ПРОЦЕДУРА ПРИ ПРОСТУДЕ, НАСМОРКЕ, КАШЛЕ, АЛЛЕРГИИ

 Ушная раковина-это своеобразная рефлексогенная территория, состоящая в контакте со многими внутренними органами и системами организма. Поэтому самостоятельный массаж ушных раковин может использоваться при закаливании.

  • Обратите внимание на уши вашего ребенка, так как по форме и состоянию ушных раковин любой врач может установить не только степень здоровья человека, но и определить, занимается он закаливанием или нет.

Специалистами уже давно подмечено: если мочки ушей короткие, "чахлые", искривленные и прилегают к щекам, это не только косметический дефект, но и признак того, что обладатели таких ушей в подавляющем большинстве плохо физически развиты, изнежены, ослаблены.

  • Старайтесь проводить массаж ушной раковины ребенка не менее 2-3 раз в день.
  • Начинайте его с поглаживания сверху вниз, сзади и спереди ушной раковины, создавая постепенно ощущения приятного тепла.

При этом дети с более высоким психическим напряжением ощутят повышенную чувствительность кожи, в то время как менее эмоциональные почти не заметят давления на кожу, воспримут эту процедуру более спокойно.

  • Затем выполняйте легкое разминание щипцеобразным методом: захватывайте ушную раковину с обеих сторон подушечками первого и третьего-четвертого пальцев и разминайте ее между пальцами.
  • Разминание продолжайте до тех пор, пока кожа слегка не покраснеет, и ребенок ощутит тепло.
  • Далее переходите к массажу рефлексогенных зон, имеющих непосредственное отношение к закаливанию.

Массажные упражнения для закаливания от простудных заболеваний

  1. Быстро загните уши вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижмите ушные раковины к голове, затем отпустите. Повторите несколько раз так, чтобы ребенок ощущал в ушах легкий хлопок. Улучшение гибкости ушных раковин способствует общему укреплению здоровья.
  2. Захватите кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей. С силой потяните их вниз, потом отпустите (как это делают с именинниками). Повторите 5-6 раз. Эта процедура особенно полезна при закаливании горла и полости рта, поскольку на ушной мочке расположены рефлексогенные зоны небных миндалин и полости рта.
  3. Введите большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным - прижмите находящийся спереди выступ ушной раковины, так называемый козелок. Сдавливайте и проворачивайте его во все стороны в течение 20-30 секунд. Этот простой прием массажа должен выполнятся регулярно: он стимулирует функцию надпочечников, укрепляет слизистые оболочки носа, горла и гортани.

Результаты массажа ушей не замедлят сказаться - отступят простуда, насморк, кашель, аллергия.



 СОКИ-НАПИТКИ ЗАЩИТЫ ОРГАНИЗМА ОТ ПРОСТУДЫ

 Устойчивость ребенка к заболеваниям, особенно к заболеваниям верхних дыхательных путей и легких, повышается от присутствия в организме витамина А.

  • Давайте ослабленным, незакаленным детям натощак пить свежий морковный сок: от одной столовой ложки до половины стакана в день.

Ребенку-дошкольнику (и даже школьнику) рекомендуется употреблять морковный сок в количестве не более 100 г в день, так как в больших количествах он способен вызвать желтушное окрашивание кожи.

Кроме того, у некоторых детей от морковного сока бывает аллергия.

Морковный сок считается "королем" овощных соков.

Богатый каротином (в организме из него синтезируется витамин А), он способствует стимуляции синтеза белка и ускорению роста. Наряду с каротином сок содержит такие витамины С, Р, В, РР, большое количество железа, кобальта, меди, что способствует нормализации обмена веществ, улучшению кроветворения и обогащению организма кислородом.

  • Старайтесь, чтобы дети больше пили фруктовые и овощные соки (наряду с употреблением фруктов и овощей), так как они гораздо быстрее усваиваются организмом (уже через час) и почти сразу после употребления включается в обмен веществ, что благотворно влияет на восстановительные процессы организма.

Кроме того, овощи и фрукты, и соки из них - не совсем одно и тоже.

  • Помните: соки - более чистый экологический продукт; по некоторым данным, гербициды, содержащиеся в составе соков, в организм практически не попадают, в основном (если и попали в плоды) они остаются в клетчатке.
  • Пусть вас не смущает высокое (до 90% и более) содержание в соках — воды- это поистине "живая вода", обогащенная биологически активными веществами растительных клеток.

Она повышает активность ферментов, улучшает обмен веществ, способствует обезвреживанию токсинов и их выведению из организма (так называемый "кровоочистительный эффект").

  • Помните: соки- это существенный источник витаминов, минеральных солей и многочисленных полезных микроэлементов; они обладают также общеукрепляющим действием, связанным со стимулирующим влиянием на пищеварение и усвоение пищи.

Особенно это относится к гранатовому и морковным сокам.

В соках из винограда и крыжовника довольно много органических кислот, прежде всего янтарной, стимулирующей обмен веществ.

В морковном, яблочном нектарах (соках с мякотью) много пектина, поэтому нектары могут вступать в роли напитков защиты для выведения из организма вредных токсических веществ, в том числе радиоактивных.

Их следует употреблять детям, живущим в экологически неблагоприятных районах.

  • В домашних условиях старайтесь готовить соки только из свежих, не подпорченных овощей, фруктов и ягод и сразу же давайте их пить детям.
  • Знайте, что даже кратковременное хранение в холодильнике ускоряет брожение и порчу этого продукта, хотя его вкус при этом может существенно не меняться.

Кроме того, при хранении соков разрушаются витамины.

Консервированные соки действуют на организм менее активно, чем свежие.

  • Следите за тем, чтобы в рационе питания вашего ребенка наряду с другими необходимыми продуктами всегда присутствовали свежие фруктовые соки, полезные для здоровья дошкольника.
nadvru busgovrurastim detey

Версия для
слабовидящих