«Обучение и воспитание детей с СДВ в условиях ДОУ». Консультация психолога для воспитателей

Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) – это расстройство, чаще всего проявляющееся у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Таким детям тяжело контролировать свое поведение, концентрировать и произвольно удерживать внимание. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью встречается у детей часто, о чем свидетельствуют проведенные исследования. В США данным синдромом  страдают по разным данным от 4 до 20% детей, в Германии от 9 до 18%, в Великобритании 1-3%, в Италии 3-10%, в Китае 1-13%, Австралии 7-10%, в России от 4 до 18%. Это значит, что в классе, состоящем из 25-30 детей, скорее всего, хотя бы у одного ребенка будет присутствовать СДВГ.

Рост детей с СДВГ считается обусловленным реалиями современного экологически неблагополучного, стрессогенного и информационного перегруженного мира, но можно с уверенностью сказать, что дети с данными трудностями встречались и раньше. СДВГ был впервые описан доктором Генрихом Хоффманом в 1845 году. Врач, автор книг по медицине и психиатрии, доктор Хоффман также писал детские стихи для своего трехлетнего сына.

Клинико-психологические аспекты СДВГ у детей

Основными симптомами СДВГ являются дефицит внимания, гиперактивность и импульсивность, начинающие проявляться в очень раннем возрасте. Перечисленные симптомы появляются при разных социальных условиях, в зависимости от требований к самоконтролю ребенка в конкретной ситуации. Все дети иногда беспокойны, иногда делают что-то не думая, иногда не могут сосредоточиться. Но когда чрезмерная подвижность, отвлекаемость, плохая концентрация внимания начинают негативно влиять на успеваемость в школе, отношения с другими детьми или поведение дома, у ребенка можно заподозрить СДВГ.

Ребенок, который «не может сидеть спокойно», «все разрушает» более заметен в детском коллективе, а спокойного, но невнимательного «мечтателя» могут и не заметить. У импульсивного ребенка, который сначала делает, а потом думает, могут предположить педагогическую запущенность, тогда как пассивного или медлительного ребенка могут посчитать просто не заинтересованным обучением. Тем не менее, у них обоих могут быть разные типы СДВГ.

Специалисты признают три типа СДВГ. Существует тип с преобладанием гиперактивности и импульсивности (при этом признаки невнимательности незначительны), тип с преобладанием дефицита внимания (признаки гиперактивности незначительны) и наиболее часто встречающийся смешанный тип (при котором проявляются и симптомы дефицита внимания и гиперактивности).

Гиперактивные дети постоянно находятся в движении и на ногах. Они разрушают все вокруг, хватая и играя со всем, что попадается им на глаза, или беспрестанно разговаривают с окружающими. Им трудно сидеть спокойно за столом во время обеда и школьного урока или спокойно общаться. Они извиваются и ерзают на стульях, бегают по комнате, все трогают, громко стучат карандашом. Гиперактивные подростки чаще всего чувствуют внутреннее беспокойство. Они могут манипулировать попавшимися под руку предметами, хватаются за  несколько дел одновременно и бросают их не доведя до конца.

Гиперактивные дети не могут сдержать свою непосредственную реакцию и подумать перед тем, как что-то сделать. Они часто выпаливают неподходящие комментарии, безудержно проявляют свои эмоции и действуют спонтанно, не учитывая последствий своего поведения. Их импульсивность мешает им дождаться чего-то желаемого или своей очереди в игре. Они могут отобрать игрушку у другого ребенка или ударить, если они расстроены.

Дефицит внимания проявляется в том, что ребенку тяжело сосредоточиться на чем-то одном, любое задание может его утомлять уже через несколько минут после его начала. Если он занят чем-то действительно ему нравящимся, то проблем с концентрацией внимания не возникает. Но произвольно сосредоточить внимание на организации и выполнении задания, на изучении чего-то нового – ему тяжело. Выполнение домашнего задания особенно трудно для этих детей. Они забывают записать его или оставляют его в школе. Забывают принести учебник или приносят не тот. Если все-таки домашняя работа выполнена, она полна ошибок и помарок.

Дети с нарушениями внимания без признаков гиперактивности кажутся мечтательными, "отсутствующими", легко смущаются, двигаются медленно и вяло. Им трудно обрабатывать информацию так же быстро и четко, как это делают другие дети. Когда учитель дает устные или письменные указания, такому ребенку тяжело понять, что он или она должен делать, и они совершают много ошибок. Кроме того, такой ребенок может сидеть спокойно, хорошо себя вести и даже казаться погруженным в работу, однако он не уделяет работе достаточно внимания или не полностью понимает задание или указания. Они лучше ладят с другими детьми, чем те, у кого гиперактивный тип СДВГ. У них могут вообще не возникать социальные проблемы, характерные для смешанного типа СДВГ. Поэтому очень часто их проблемы со вниманием упускают из вида. А им так же нужна помощь, как и детям с другими формами СДВГ, у которых возникают более очевидные проблемы в классе.

От одной трети до половины всех детей с СДВГ – в основном мальчики – имеют другое расстройство поведения, известное как оппозиционное расстройство. Такие дети обычно дерзки, упрямы, несговорчивы, для них характерны вспышки гнева или агрессии. Они часто спорят со взрослыми, упрямы и непослушны.

Примерно у 20-40% детей с СДВГ с течением времени развивается асоциальное расстройство, как форма девиантного поведения. Такие дети часто лгут или воруют, дерутся и задирают других детей, у них чаще возникают проблемы в школе или с правоохранительными органами. Они склонны нарушать права других людей, проявлять агрессию к людям и животным, разрушать собственность, совершать кражи, заниматься вандализмом. Такие дети или подростки с большой вероятностью могут попробовать наркотики и попасть в зависимость.

Некоторые дети с СДВГ отличаются тревожностью и склонностью к множественным страхам, часто имеют эмоциональные расстройства.

Рекомендации для воспитателя по организации работы с детьми, имеющими СДВГ

Известно, что СДВГ не ограничивается только проблемой внимания и гиперактивности. СДВГ нередко сопровождается различными трудностями обучения, проблемами настроения, непоследовательностью и непредсказуемостью. Обучение ребенка с СДВГ должно предусматривать его постоянный контакт с воспитателем, поэтому такого ребенка рекомендуется усаживать рядом.

  1. Необходимо помнить, что дети с СДВГ нуждаются в систематизации. Им необходимо внешнее окружение, в котором они могут систематизировать то, что они не могут привести в порядок внутри себя, самостоятельно. Желательно составлять списки, которые помогут ребенку, когда он теряется в том, что ему надо.
  2. Ему необходимо напоминание, предварение, повторение, направление, границы, систематизация.
  3. Детям с СДВГ необходима особая помощь: они должны получать удовольствие от занятия, на смену неудачам и отчаянию должен прийти самоконтроль, а скуке и страху – желание работать. С ребенком с СДВГ необходимо поддерживать постоянный визуальный контакт. Взгляд может пробудить ребенка от грез, разрешить задать вопрос или успокоить.
  4. На занятии длинные задания зачастую перегружают ребенка, и он отступает перед ними с чувством того, что «я никогда не смогу это сделать». Когда задание разбивают на составные части, которые можно выполнить по отдельности, каждая часть кажется достаточно маленькой, чтобы справиться с ней и выполнить ее. Это позволяет ребенку отложить в сторону ощущение перегрузки и неспособности выполнить задание. Обычно такие дети способны на большее, чем им кажется. Необходимо следить за успехами ребенка и подчеркивать их, насколько это возможно. Похвала никогда не будет излишней: дети нуждаются в ней и выигрывают от нее. Им нравится, когда их поощряют, поэтому они жаждут похвалы и растут от нее.
  5. Педагогу необходимо поддерживать обратную связь, которая поможет ребенку лучше понять самого себя. Дети с СДВГ часто не понимают, что с ними происходит или как они себя ведут. Желательно дать им эту информацию конструктивным путем. Спросить, например: "Ты знаешь, что ты только что сделал?" или "Как ты думаешь, как бы ты мог сказать это по-другому?" или "Как ты считаешь, почему эта девочка опечалилась, когда ты сказал то, что сказал?" Задавайте вопросы, которые побуждают ребенка к самопониманию.
  6. Если у ребенка есть трудности в понимании социальных намеков, таких как язык жестов, выражение голоса, выбор времени и т.п., воспитатель может дать ему точный и ясный совет. К примеру, сказать: "Прежде чем ты расскажешь свою историю, попроси сначала послушать историю кого-то другого" или "Посмотри на другого ребенка, когда он говорит". Многие дети с СДВГ кажутся равнодушными и эгоистичными, тогда как на самом деле они просто не научены взаимодействию. Это умение не всегда приходит само по себе ко всем детям, но его можно воспитать.
  7. Обращайте внимание на взаимосвязь детей с СДВГ с другими детьми. Этим детям необходимо ощущение занятости и приобщенности. Пока они заняты, у них есть мотивация и меньше шансов, что они "отключатся".
  8. Возлагайте на ребенка ответственность и поручения, когда это возможно. Поощряйте и систематизируйте самоотчет и самоконтроль. Краткая беседа в конце занятия может в этом помочь. Рассмотрите возможность применения хронометра, таймера, гудка и т.д.
  9. Подготовьтесь к неорганизованному времени. Уделите особое внимание предварительной подготовке к переменам. Объявите заранее, что должно произойти, затем несколько раз предупредите дополнительно по мере приближения к моменту измененного действия.
  10. Старайтесь как можно чаще встречаться с родителями. Избегайте модели встречи только по поводу проблем и кризисов.
  11. Проводите физзарядку. Один из лучших способов воздействия на детей с СДВГ – это физзарядка, желательно энергичная. Физзарядка помогает выплеснуть избыток энергии, сконцентрировать внимание, стимулирует определенные гормоны и химические реакции, что весьма полезно. Кроме всего, это еще и удовольствие. Удостоверьтесь, что физзарядка приносит удовольствие, и тогда ребенок будет делать ее всю свою дальнейшую жизнь.
  12. Всегда будьте бдительны в ожидании моментов "озарения". Эти дети более одаренные и талантливые, чем они зачастую кажутся. Они полны творчества, игры, непосредственности и воодушевленности. Обычно они обладают чем-то особенным, что по-особому влияет на окружение, в котором они находятся. Помните: в этой какофонии есть симфония, которую еще предстоит написать.
  13. Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи в учебе вознаграждайте. Не жалейте устно похвалить ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.
  14. При проведении занятий желательно иметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов).
  15. Вводите проблемное обучение, повышайте мотивацию ребенка, используйте в процессе обучения элементы игры, соревнования. Больше давайте творческих, развивающих заданий и наоборот, избегайте монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов.
  16. Давайте ребенку задания в соответствии с его рабочим темпом и способностями. Избегайте предъявления завышенных или заниженных требований к ребенку с СДВГ. Создавайте ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Научите его лучше их использовать, чтобы компенсировать нарушенные функции за счет здоровых. Пусть он станет классным экспертом по некоторым областям знаний.
  17. Совместно с психологами помогайте ребенку адаптироваться в детском коллективе – воспитывайте навыки работы, обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения.

При организации работы с семьей ребенка с СДВГ, можно предложить родителям ряд рекомендаций:

В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчёркивайте даже незначительные успехи. Чаще говорите «да», избегайте слов «нет» и «нельзя».

  1. Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т.д.) и не выполняйте их за него.
  2. Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нём вместе с ребёнком его успехи дома и в школе.
  3. Введите балльную или знаковую систему вознаграждения: (можно каждый хороший поступок отмечать звёздочкой, а определённое их количество вознаграждать игрушкой, сладостями или давно обещанной поездкой).
  4. Избегайте завышенных или заниженных требований к ребёнку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.
  5. Определите для ребёнка рамки поведения - что можно и что нельзя. Гиперактивные дети должны справляться с обычными для всех подрастающих детей проблемами. Эти дети не нуждаются в том, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к другим.
  6. Не навязывайте ему жёстких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнения правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.
  7. Вызывающее поведение Вашего ребёнка - его способ привлечь Ваше внимание. Проводите с ним больше времени.
  8. Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Приём пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребёнка за его соблюдение.
  9. Если ребёнку трудно учиться, не требуйте от него высоких оценок по всем предметам. Достаточно иметь хорошие отметки по 2-3 основным.
  10. Создайте необходимые условия для работы. У ребёнка должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких плакатов и фотографий.
  11. Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребёнка чрезмерное возбуждающее действие.
  12. Оберегайте ребёнка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной подвижности. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора.
  13. Старайтесь, чтобы ребёнок высыпался. Недостаток сна ведёт к ещё большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребёнок может стать неуправляемым.
  14. Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем как что-то сделать, пусть посчитает от 10 до 1.
  15. Помните! Ваше спокойствие - лучший пример для ребёнка.
  16. Давайте ребёнку больше возможности расходовать избыточную энергию.
  17. Воспитывайте у ребёнка интерес к какому-нибудь занятию. Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области. Найдите те занятия, которые бы "удавались" ребёнку и повышали его уверенность в себе.

Контрольные вопросы:

  • Назовите основные признаки синдрома двигательной гиперактивности и дефицита внимания, наблюдаемые у дошкольников.
  • Какие приемы и методы в работе воспитателя позволяют оптимизировать поведение ребенка с СДВГ, добиться положительного результата воспитательно – образовательного процесса?
  • Укажите, как возможно организовать взаимодействие ДОУ и семьи дошкольника с СДВГ.

Подготовила педагог–психолог МАДОУ №33 Шелковая Елена Александровна

nadvru busgovrurastim detey

Версия для
слабовидящих